Тема урока: Влажность воздуха
Тип урока: Изучение нового материала
Цели урока:
Образовательные:
- Повторите ранее изученный материал.
- Ввести определения: влажность воздуха, парциальное давление водяного пара, относительная влажность воздуха; точка росы4
- Ввести формулу нахождения относительной влажности воздуха.
- Познакомить с приборами для вычисления влажности.
- Научить измерять влажность воздуха
- Рассказать о значении влажности воздуха.
- Решением практических и теоретических задач закрепить формулу и определения влажности.
Развивающие:
- продолжить работу по развитию речи, мышления, внимания, развитие умений экспериментировать; формировать умение пользоваться приборами; анализировать, сравнивать результаты опытов, делать выводы.
Воспитательные:
- Воспитание личностных качеств: дисциплинированности, работоспособности, воображения, эмоциональности, аккуратности, честности.
- Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности: увлеченности, познавательного интереса, активности, способности к самооценке, оценке хода и результата деятельности.
- Воспитание культуры речи.
- Воспитание положительных мотивов обучения.
Оборудование к уроку: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, телевизор, DVD, фрагмент фильма, 2 психрометра, волосяной гигрометр, термометр лабораторный, вата, стакан с водой, таблица психрометрическая, учебник
План урока
№ п/п |
Этап урока |
Приемы и методы |
Время, мин |
1. |
1. Организационный момент. Взаимное приветствие. |
Устное сообщение учителя. |
1 |
2. |
Проверка отсутствующих. |
|
1 |
3. |
Постановка цели урока. Повторение раннее изученного. |
Тема записана на доске. Фронтальный опрос. |
4 |
4. |
Изучение нового материала. Физкультминутка
Закрепление изученного материала |
Рассказ. Беседа по вопросам. Решение задачи. Просмотр фильма. Рассказ. Фронтальный эксперимент. Сообщение. |
10 3 5 3 2 7 5 |
5 |
Итог урока. |
Беседа |
2 |
6. |
Домашнее задание |
Устное сообщение учителя |
1 |
7. |
Выставление оценок |
Самооценка |
1 |
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте. Садитесь.
2. Постановка цели урока, повторение раннее изученного.
Для того чтобы узнать тему нашего урока нужно раскрыть конвертики, которые висят на доске. А чтобы они раскрылись нужно ответить на вопросы, которые в них находятся.
Фронтальный опрос.
- Сформулируйте определение процесса испарения и конденсации?
(1. Парообразование, происходящее с поверхности жидкости, называется испарением.
2. Явление превращения пара в жидкость называется конденсацией.)
- Что такое динамическое равновесие?
(Число молекул, покидающих поверхность жидкости равно среднему числу молекул пара, возвратившихся за то же время в жидкость.)
- Что такое насыщенный пар?
(Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью.)
- Что такое давление насыщенного пара.
(Давление пара, при котором жидкость находиться в равновесии со своим паром называется давлением насыщенного пара.)
- Как зависит давление насыщенного пара от температуры?
(Давление пара возрастает вследствие повышения температуры жидкости.).
Итак, прочитаем тему нашего урока.
«Влажность воздуха».
Наш урок пройдёт по плану:
1. Понятие влажности воздуха.
2. Измерение влажности воздуха.
3. Значение влажности воздуха.
Сегодня на уроке мы узнаем:
- Что такое влажность воздуха, парциальное давление водяного пара, относительная влажность воздуха;
- Формулу для нахождения относительной влажности воздуха.
- Познакомить с приборами для вычисления влажности.
- Научимся измерять влажность воздуха
- Узнаем о значении влажности воздуха.
3. Изучение новой темы.
А.) Рассказ (см. презентация)
Вода занимает около 70,8 % поверхности земного шара.
Живые организмы содержат от 50 до 99, 7 % воды. В атмосфере находиться около 13 – 15 тыс.км воды в виде капель, кристаллов снега и водяного пара. Атмосферный водяной пар влияет на погоду и климат Земли. Перемещение воздушных масс приводит к тому, что в одних местах нашей планеты испарение преобладает над конденсацией, а в других наоборот преобладает конденсация.
В воздухе практически всегда имеется некоторое количество водяного пара.
ВЛАЖНОСТЬ – это содержание водяного пара в воздухе. Влажность характеризуется несколькими величинами:
1. Парциальное давление водяного пара.
Атмосферный воздух представляет собой смесь различных газов и водяного пара.
Давление, которое производил бы водяной пар, если бы все остальные газы отсутствовали, называется парциальным давлением водяного пара.
P – Парциальное давление водяного пара. Его выражают - Паскалях или миллиметрах ртутного столба.
2. Относительная влажность.
По парциальному давлению водяного пара нельзя судить о том, насколько водяной пар в данных условиях близок к насыщению. Поэтому вводят величину, показывающую, насколько водяной пар при данной температуре близок к насыщению, - относительную влажность.
Относительной влажностью воздуха φ называют отношение парциального давления p водяного пара, содержащегося в воздухе при данной температуре, к давлению р0 насыщенного пара при той же температуре, выраженной в процентах:
φ = (р/р0 ) 100%
3. Точка росы.
Если влажный воздух охладить, то при некоторой температуре находящийся в нём пар можно довести до насыщения. При дальнейшим охлаждении водяной пар начинает конденсироваться в виде росы, Появляется туман, выпадает роса.
Температура, при которой пар находящийся в воздухе становиться насыщенным называется точкой росы.
Б). Беседа по вопросам.
- Почему зимой оконные стёкла потеют, если в комнате много людей.
(Много людей повышает содержание водяного пара. При малейшем охлаждении пар конденсируется. Переход вещества из газообразного состояния в жидкое).
- Почему в холодных помещениях часто бывает сыро.
(Влажность воздуха большая, Водяной пар является насыщенным. Стены покрываются влагой, которая медленно испаряется.)
- На улице моросит холодный дождь. В комнате развешано выстиранное бельё. Высохнет ли бельё быстрее, если открыть форточку?
(Пар из комнаты будет выходить и влажность уменьшиться, ускоряя процесс высыхания белья.)
В). Решение задачи.
Парциальное давление водяного пара в воздухе при 19 0 С было 1, 1 кПа. Найти относительную влажность воздуха.
Решение: По таблице находим, давление насыщенных паров при Т=19С Р =2,2 кПа. φ = (р / р0 ) 100% 1, 1 кПа/2,2 кПа=0,5= 50%
Физкультминутка.
- Просмотр фильма.
Давайте повторим - Что такое влажность? (содержание водяного пара в воздухе.) Влажность воздуха измеряют с помощью специальных приборов: психрометр, волосяной гигрометр.
1. Рассказать, как измеряют влажность воздуха с помощью волосяного гигрометра. (спросить у учащихся)
2. Фрагмент фильма об измерении влажности воздуха с помощью психрометра
3. Дополнить рассказом о другом психрометре.
4. Обратить внимание на таблицу в конце задачника.
Д). Фронтальный эксперимент.
«Измерение относительной влажности воздуха при помощи термометра»
- Измерьте температуру воздуха в классе. Результат измерения запишите в тетрадь.
- Смочите кусок ваты водой и оберните им резервуар термометра. Подержите влажный термометр некоторое время в воздухе. Как только понижение температуры прекратиться. Запишите его показания.
- Найдите разность температур «сухого» и «влажного» термометров и с помощью психрометрической таблицы определите относительную влажность воздуха в классе.
- Результаты измерений и вычислений запишите в тетрадь.
Е). Сообщение « Значение влажность воздуха».
Влажность воздуха имеет большое значение в нашей жизни. Хранение произведения искусства и книг требует поддержание влажности воздуха на необходимом уровне. Поэтому в музеях на стенах вы можете увидеть психрометры.
А какое ещё значение имеет влажность мы узнаем из сообщения которое подготовила Маша.
Ж). Работа в группах или беседа по вопросам.
- Как по внешнему виду отличить в бане трубу с холодной водой от трубы с горячей?
(Холодная вода будет запотевшей из за сильной конденсации.)
- Почему в холодные дни на полынье в реке образуется туман?
(Вся испарившаяся вода конденсируется в воздухе.)
- Образующиеся белые клубы при вдохе на морозе иногда называют паром. Правильно ли это?
( нет, это сконденсировавшиеся капельки воды или даже кристаллики льда.)
- Почему запотевают очки, когда человек с мороза входит в комнату?
5. Итог урока.
- Что вы узнали сегодня на уроке?
Что такое влажность воздуха? От чего она зависит? Найдите в учебнике определение парциального давления и прочитайте.
Как найти относительную влажность воздуха?
- Чему вы научились? Чем измеряют влажность воздуха. Как измеряют?
Спасибо за урок. Работали очень хорошо.
6. Выставление оценок
7. Запишите домашнее задание.
74, Упражнение 14 зад 6. Посмотрите эту задачу в учебнике.
Дополнительно
Карточки.
- Как по внешнему виду отличить в бане трубу с холодной водой от трубы с горячей?
- Почему в холодные дни на полынье в реке образуется туман?
- Образующиеся белые клубы при вдохе на морозе иногда называют паром. Правильно ли это?