Тема урока: Зависимость силы тока от напряжения
Тип урока: Изучение нового материала
Вид урока: Урок исследования
Цели урока:
Образовательные:
- Повторите ранее изученный материал.
- Опытным путём установить зависимость силы тока от напряжения.
- Научить строить график зависимости силы тока от напряжения.
- Научить решать задачи, используя зависимость силы тока от напряжения.
- Выработать навык решения практических и теоретических задач.
Развивающие:
- продолжить работу по развитию речи, мышления, внимания, развитие умений экспериментировать; формировать умение пользоваться приборами; анализировать, сравнивать результаты опытов, делать выводы.
Воспитательные:
- Воспитание личностных качеств: дисциплинированности, работоспособности, воображения, эмоциональности, аккуратности, честности.
- Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности: увлеченности, познавательного интереса, активности, способности к самооценке, оценке хода и результата деятельности.
- Воспитание культуры речи.
- Воспитание положительных мотивов обучения.
Оборудование к уроку: Амперметр, вольтметр, соединительные провода, два источника тока, проводник, ключ, карандаш, линейка, карточки с заданиями, карточки с алгоритмом практической работы.
План урока
№ п/п |
Этап урока |
Приемы и методы |
Время, мин |
1. |
1. Организационный момент. Взаимное приветствие. |
Устное сообщение учителя. |
1 |
2. |
Проверка отсутствующих. |
|
1 |
3. |
Постановка цели урока |
Тема записана на доске |
2 |
4. |
Повторение раннее изученного материала |
Фронтальный опрос. Практическая работа в парах.
|
10 |
5. |
Изучение нового материала |
Беседа. Фронтальный эксперимент. Построение графика. |
15 |
|
Физкультминутка |
|
1 |
6. |
Закрепление изученного материала |
Решение устных задач. Индивидуальная работа на карточках. Работа с учебником. Работа с рисунком. Тест. |
4
3
4 |
7. |
Итог урока. |
Беседа |
2 |
8. |
Домашнее задание |
Устное сообщение учителя |
1 |
9. |
Выставление оценок |
Самооценка |
1 |
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте. Садитесь. Эпиграфом к сегодняшнему уроку служат слова А. Эйнштейна:
“То, что мы называем физикой,
охватывает группу естественных наук,
основывающих свои понятия
на измерениях, зависимостях, и законах”
Сегодня на уроке мы организуем нашу совместную работу, используя системный подход. В чём он заключается? В применении той схемы, по которой строится любая деятельность человека:
ВХОД – ПРОЦЕСС – ВЫХОД (написать на доске)
На “входе” мы зададим цель занятия.
В процессе урока её реализуем.
На “выходе” подведём итог и проверим полученные знания.
2. Постановка цели урока. (Вход)
-Посмотрите на доску и прочитайте тему урока.
(«Зависимость силы тока от напряжения»)
- Давайте сформулируем цель нашего урока.
( Установить зависимость силы тока от напряжения)
- Но прежде чем мы будем устанавливать зависимость, давайте вспомним основные понятия.
1. Повторение раннее изученного материала
А). Фронтальный опрос.
- Что такое электрический ток?
(Упорядоченное действие заряженных частиц)
- Какие есть действия электрического тока?
(магнитное, химическое, тепловое)
- Что мы принимаем за направление электрического тока?
(от положительного полюса источника к отрицательному)
- Что такое сила тока?
(отношение электрического заряда, прошедшего через поперечное сечение проводника, ко времени его прохождения)
- Каким прибором мы измеряем силу тока. (Амперметром)
- Что такое напряжение?
- (Это физическая величина, характеризующая электрическое поле)
- Каким прибором измеряют напряжение?
(Вольтметром).
- В честь кого названы приборы амперметр и вольтметр.
(обратить внимание на портреты)
Б). Практическая работа в парах.
У вас на партах лежат различные приборы. Соберите цепи изображённые на схемах. Чей ряд быстрее справиться тот и выиграл. Собрали цепи, поднимайте руки. См приложение.
С помощью цепи, которую мы собрали последней, опытным путем будем достигать поставленной цели нашего урока. Отложите её в сторонку на время. И давайте ещё раз вспомним цель нашего урока.
(Изучить зависимость силы тока от напряжения)
3. Изучение новой темы.
А.) Беседа.
- Различные действия тока (см. плакат) Зависят от силы тока. Изменяя силу тока в цепи можно регулировать эти действия. Но чтобы управлять током в цепи, нужно знать от чего зависит сила тока в ней.
Давайте ещё раз вспомним
- Что такое электрический ток в цепи?
( упорядоченное действие заряженных частиц в эл. поле)
- Как вы думаете, что произойдет, если увеличим действие электрического поля на частицы. (Увеличиться сила тока).
- Какая ещё величина характеризует действие Эл поля?
( Напряжение)
- А как зависит эл. поле от напряжения?
( при увеличении напряжения увеличивается работа тока, т. е эл поле)
-Какой можно сделать вывод?
(сила тока зависит от напряжения)
- Каким образом?
(при увеличении силы тока увеличивается напряжение)
Установим эту зависимость на опыте
Б). Фронтальный эксперимент.
1.Соберём цепь, которая изображена на схеме
2. Замкнём цепь.
3. Отметим показания приборов.
4. Присоединим к первому источнику тока второй и замкнём цепь.
5. Отметим показания приборов.
6. Сделаем вывод
(напряжение увеличилось вдвое и сила тока то же, увеличилась вдвое)
- Что произойдет, если присоединим ещё один источник тока.
(всё увеличиться втрое)
Вывод! 1. Во сколько раз увеличивается напряжение, приложенное к одному и тому же проводнику. Во столько же раз увеличивается сила тока в нём.
2. Сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на концах проводника.
U1/I1 = U2/I2
В). Построение графика.
По вашим показаниям постройте в тетрадях график функции. По горизонтальной оси отложите напряжение, а по вертикальной силу тока.
(строят график)
- Какой вид имеет график зависимости силы тока от напряжения?
(прямая, биссектриса угла).
Откройте учебник на странице 97 посмотрите на график и сравните со своими.
4. Закрепление изученного материала
А). Решение устных задач. Упражнение 17 Задача 1
При напряжении на концах участка цепи, равном 2 В, сила тока в проводнике 0,4А. Каким должно быть напряжение, чтобы в том же проводнике сила тока была равна 0,8А? (ответ: 4В)
Г) Физкультминутка.
Мы решали вычисляли,
Что то мы совсем устали.
Дружно встанем, по сторонам взглянем,
Ручками похлопаем, ножками потопаем.
Раз присядем, дружно встанем.
Улыбнёмся, тихо сядем.
Б). Индивидуальные задания на карточках.
1. Постройте график зависимости силы тока в проводнике от напряжения для следующих случаев: При напряжении 6 В сила тока в проводнике равна 3 А;
при напряжении 4 В Сила тока в проводнике равна 2 А. (Масштаб выберите сами)
2. Постройте график зависимости силы тока от напряжения для двух проводников, в одном из которых сила тока равна 1 А при напряжении 2 В, а в другом при напряжении 4 В, сила тока равна 2 А. (Масштаб выберите сами)
3. Постройте график зависимости силы тока в проводнике от напряжения для следующих случаев: При напряжении 8 В сила тока в проводнике равна 4 А;
при напряжении 4 В. Сила тока в проводнике равна 2 А. (Масштаб выберите сами)
В). Работа с учебником.
Откройте учебник на странице 97. Упражнение 17. Задача 2
(ответ: 1А; 0,25А)
- Нарисовать схемы. Нарисовать схемы изображённые на рисунке.
В). Тест
1. Сила тока измеряется
П. Вольтметром
У. Амперметром
С. Реостатом
2. Электрический ток – это
Ц. Электрический заряд, проходящий через поперечное сечение проводника
С. Упорядоченное движение заряженных частиц
Д. Физическая величина, характеризующая действие магнитного поля
3. В 1 кило Вольте
П. 1000В
Ш. 0.001В
Ф. 0. 1В
4. Вольтметр это прибор для измерения
Р. Силы тока.
Е. напряжения
О. Сопротивления
5. Как зависит сила тока от напряжения
Т. Обратно пропорционально
Е. не зависит
Х. прямо пропорционально.
- Давайте проверим наш тест. Прочитайте слова которое у вас получилось из букв (успех) у кого такое слово получилось тот всё выполнил верно.
Итог урока.
(Обратить внимание на схему на доске)
Сегодня на уроке мы организовали нашу работу, используя системный подход. Он заключался в применении схемы, по которой строится любая деятельность человека:
ВХОД – ПРОЦЕСС – ВЫХОД
На “входе” мы задали цель занятия. Какую?
В процессе урока её реализовали. Как мы её реализовали?
На “выходе” подведём итог.
- Как вы думаете, урок достиг цели? Как зависит сила тока от напряжения?
- Чему вы научились и что узнали сегодня на уроке?
Спасибо за урок. Работали очень хорошо.
6. Выставление оценок
7. Запишите домашнее задание.
Параграф 42 читать.
Придумать свою задачу на зависимость силы тока от напряжения.
Самоанализ
8 класс.
Тема « Зависимость силы тока от напряжения»
1. Тип урока – урок изучения новой темы, вид урока: урок – практикум.
2. Место урока в школьном курсе: Раздел 2 Электрические явления. Урок № 13
3. Психолого-педагогическая характеристика класса.
В классе обучается 7 учащихся: 5 девочек и 2 мальчика.
По уровню развития детей можно разделить на три группы:
I группа – 2 человека.
Это учащиеся с высоким уровнем развития. Они быстро включаются в работу, легко переключаются на другие виды работ. У них развита наблюдательность, умение выяснять и выделять признаки, анализировать, сравнивать. У этих учащихся развиты все виды памяти, они запоминают быстро и прочно. Умеют отвечать на вопросы, умеют связно рассказывать, любят читать. Хорошо развит познавательный интерес. Высокий уровень обучаемости. Они уравновешены, любят учиться, трудиться.
II группа – 3 человека. Учащиеся среднего уровня развития. Внимание среднего объема, преобладает механическая память. Учащиеся не сразу усваивают учебный материал, для усвоения надо 1-2 раза повторить нужное правило. Они не всегда видят и выделяют главное, находят различия. Часто им нужна помощь сильного ученика и учителя. Они хорошо умеют отвечать на вопросы, рассказывать, словарный запас средний. Обладают средним уровнем обученности. Они уравновешены, соблюдают правила поведения.
III – 2 человека. Учащиеся низкого уровня развития. Внимание непроизвольное. Слабо развиты все виды памяти. Учащемуся необходимо уделять большое внимание, объяснять каждый вид действия, рассуждения, что сделать сначала, что потом. Ему нужна постоянная помощь и контроль со стороны учителя. Задания выполняет, но не сразу. Он испытывает огромные трудности при выполнении задания на смекалку. Этот учащийся медленно усваивает учебный материал. У него низкий уровень обучаемости.
Учитывая особенности класса и требования программы, я поставила следующие задачи урока:
Образовательные:
- Повторите ранее изученный материал.
- Опытным путём установить зависимость силы тока от напряжения.
- Научить строить график зависимости силы тока от напряжения.
- Научить решать задачи, используя зависимость силы тока от напряжения.
- Выработать навык решения практических и теоретических задач.
Развивающие:
- продолжить работу по развитию речи, мышления, внимания, развитие умений экспериментировать; формировать умение пользоваться приборами; анализировать, сравнивать результаты опытов, делать выводы.
Воспитательные:
- Воспитание личностных качеств: дисциплинированности, работоспособности, воображения, эмоциональности, аккуратности, честности.
- Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности: увлеченности, познавательного интереса, активности, способности к самооценке, оценке хода и результата деятельности.
- Воспитание культуры речи.
- Воспитание положительных мотивов обучения.
Для реализации этих задач мой урок был построен следующим образом: Урок проводился по схеме: ВХОД – ПРОЦЕСС – ВЫХОД. На “входе” задавалась цель урока. Цель занятия учащиеся формулировали сами «Исследовать зависимость силы тока от напряжения».
Перед началом реализации цели проводился фронтальный опрос, для того чтобы учащиеся вспомнили ранее изученный материал и основные понятия, необходимые на уроке. Для развития кругозора учащихся было обращено внимание на портреты известных физиков Ампера и Вольта. Далее учащиеся закрепляли знания и вырабатывали навык работы с физическими приборами. Собирали электрические цепи от простой к сложной.
Изучение новой темы на первом этапе проходило в форме беседы. С помощью наводящих вопросов учителя, учащиеся сами сделали вывод, о том, что сила тока зависит от напряжения.
На втором этапе данную зависимость учащиеся устанавливали экспериментально. Цель фронтального эксперемента была следующей: развитие умений экспериментировать; формировать умение пользоваться приборами; анализировать, сравнивать результаты опытов, делать выводы. Применялась работа в группах.
На третьем этапе строился график зависимости силы тока от напряжения, учащиеся строили график сами, основываясь на результат своих наблюдений. Для снятия усталости с учащимися была проведена физкультминутка.
Закрепление изученного материала началось с решения устных задач. В процессе решения таких задач у учащихся развивается речь, мышление, внимание. Чтобы выработать навык построения графиков, учащиеся выполняли индивидуальные задачи на карточках. Учитывался уровень успеваемости каждого ученика. Слабые учащиеся выполняли более лёгкое задание, им была предложена помощь учителя и сильного ученика. Работа по учебнику выполнялась по вариантам. В процессе решения задачи учащиеся закрепляли знания, полученные на уроке. На уроке применялась наглядность при помощи, которой учащиеся рисовали схемы электрических цепей вырабатывая и закрепляя знания более прочнее. С помощью теста проводилась проверка знаний полученных на уроках. Так как работа была организована по схеме ВХОД – ПРОЦЕСС – ВЫХОД на «выходе» был подведён итог урока.
Для развития у детей способности анализировать свою работу, давать оценку действиям на «выходе» был подведён итог урока.
Домашнее задание задано в необычной форме, оно направлено на закрепление полученных знаний, повышению интереса к изучению предмета, на развитие творческих способностей учащихся.
Урок проводился в тёплой доброжелательной обстановке которая способствует умственной деятельности учащихся. Время на уроке распределено рационально. Оборудование и материалы подобраны в соответствии с материалом урока. Структура урока соответствовала требованиям. Считаю, урок получился результативным, развивающим. На протяжении всего урока шло развитие психологических процессов: внимания, памяти, мышления, речи, умение делать выводы, анализировать. Все дети справились с предложенными заданиями, так как при подборе учитывались психологические особенности детей. При выполнении фронтального эксперимента применялся индивидуальный подход, слабым была оказана помощь. Приём активизации учебной деятельности одобрение, поддержка применялись в течении всего урока. Методы и формы ведения урока способствовали продуктивной деятельности, поддерживали интерес и помогли достигнуть поставленных целей и получить желаемый результат.
цепь.
5. Отметим показания приборов.
6. Сделаем вывод
Лабораторная работа
1.Соберём цепь, которая изображена на схеме
2. Замкнём цепь.
3. Отметим показания приборов.
4. Присоединим к первому источнику тока второй и замкнём цепь.
5. Отметим показания приборов.
6. Сделаем вывод
Карточки
1. Постройте график зависимости силы тока в проводнике от напряжения для следующих случаев: При напряжении 6 В сила тока в проводнике равна 3 А;
при напряжении 4 В Сила тока в проводнике равна 2 А. (Масштаб выберите сами)
2. Постройте график зависимости силы тока от напряжения для двух проводников, в одном из которых сила тока равна 1 А при напряжении 2 В, а в другом при напряжении 4 В, сила тока равна 2 А. (Масштаб выберите сами)
3. Постройте график зависимости силы тока в проводнике от напряжения для следующих случаев: При напряжении 8 В сила тока в проводнике равна 4 А;
при напряжении 4 В. Сила тока в проводнике равна 2 А. (Масштаб выберите сами)